Срочно нужны деньги? Получите в течении нескольких часов. Заполните заявку, оператор свяжется с вами и укажет ближайшее отделение Банка (30 дней без %)

===>

Заполнить заявку на кредит


Строительство миниотелей, строительство мини-отелей, mini-hotel, доходный дом, строительство минигостиниц, малоквартирный дом, строительство особняков, коммерческая недвижимость Подмосковья.

МИНИОТЕЛЬ как бизнес. Доходный дом. Коммерческая недвижимость.

строительство минигостиниц
строительство минигостиниц

Миниотель на окрание Королева (Юбилейный).

Ситуация на рынке такова, что коммерческая недвижимость стала менее доступна по нормальной цене, здания под офисы и магазины практичеки все куплены. Есть выход. Мы построим вам миниотель гостиницу.

Как вы понимаете строительство мини-гостиницы требует тщательного расчета и проработки. Бизнес по-русски или набивание финансовых шишек – излюбленное дело начинающих российских бизнесменов. Даже если Вы не новичок в гостиничном бизнесе, рекомендуем, первые шаги к строительству мини-гостиницы лучше делать вместе.

Итак, здравствуйте. Добро пожаловать!

1. Знакомимся с возможностями друг друга.


2. На этом этапе - вы раскажете ваш опыт все плюсы и минусы, как вы видите строительство мини-гостиницы


3. Готовим проект на утверждение

строительство мини-гостиницы
строительство  мини-готиницы
строительство минигостиницы
Общий вид строительства минигостиницы
Первый этаж строительства минигостиницы
Второй этаж строительства минигостиницы

Статьи

Малый гостиничный бизнес: Классификация

Официальной классификации по малым гостиницам у нас в стране нет, нет ни одного законодательного или нормативного акта, четко определяющего суть понятия «малая гостиница». Единственный просвет — комментарии Федерального агентства по туризму к «Системе классификации гостиниц и других средств размещения», из которых следует, что малый отель — это гостиница с количеством номеров менее 50.

Владельцы мини-отелей Петербурга применяют собственную классификацию - в зависимости от параметров занимаемого помещения малые отели делятся на «мини-отели» (до 10–15 номеров в нежилом фонде, хотя многие отели емкостью 25–30 номеров также называют себя «мини»); мини-отели квартирного типа (обычно не более 6–7 и максимум до 10–15 номеров в жилом фонде); и, наконец, малые отели в отдельно стоящих зданиях (до 50 номеров).

По уровню предоставляемых услуг в гостиничном бизнесе принято делить малые отели на демократичные и весьма любимые студентами хостелы, домашние отели, отели эконом- и бизнес-класса, а также апарт-отели. Последние, в основном, могут похвастаться авторским дизайном интерьеров, элитным расположением, эксклюзивными услугами, наличием номеров уровня «люкс» и по многим показателям способны дать фору крупным пятизвездочным гостиницам.

Что касается звезд, действующие ГОСТы гостиничного бизнеса не учитывают отличий малых и крупных гостиниц. Поэтому, даже если владельцы малого отеля на 15 номеров в отдельно стоящем здании установят золотые джакузи, развесят по стенам картины из Эрмитажа и создадут для постояльцев небывалый уровень комфорта, предприятие вряд ли получит хотя бы четыре звезды, поскольку лифт здесь всего один, а парикмахерская отсутствует.

До сих пор количество звезд в рекламе того или иного мини-отеля — скорее личная оценка инвесторами качества своего продукта, нежели результат официальной сертификации гостиничного бизнеса.

Гостиничный бизнес и строительство минигостиниц: как открыть малый отель

Строительство минигостиницы
строительство минигостиниц

Расклад сил в гостиничном бизнесе: 60% постояльцев обслуживают крупные отели, 40% потока — гарантированная доля малых форматов.

Малые отели в гостиничном бизнесе стран Европы давным-давно не только прочно заняли свою нишу, но и стали одним из ключевых элементов гостиничной индустрии. В уютных гостиницах, каждая из которых неповторима и уникальна, за умеренную плату постоялец, безусловно, получит куда больше удовольствия, чем поселившись в бездушном сетевом отеле, где клиент ощущает себя скорее движущейся по конвейеру деталью, чем желанным гостем. И ничего страшного, что в мини-отеле нет бассейна, фитнес-центра и казино: как правило, люди приезжают вовсе не за этим.

Преимущество мини-гостиниц в предоставляемой клиенту возможности выбора. Постоялец может подобрать себе отель не только исходя из стоимости номера, набора услуг и местоположения, но и с учетом эстетических пристрастий. Интерьеры одних малых гостиниц нравятся людям творческих профессий, в других предпочитают останавливаться бизнесмены. Но главное, в каждой гостинице такого класса номера оформлены в индивидуальном стиле.

Основаная особенность гостиничного бизнеса малого формата - возможность создать индивидуальную атмосферу уюта и комфорта, клиент чувствует себя как дома, а такое ощущение в большой гостинице порой трудно получить даже за очень большие деньги. Малые отели позволяют оптимизировать объем предоставляемых услуг, оперативно контролировать их качество и количество, а также выбирать наиболее эффективное соотношение числа сотрудников и посетителей.

Никаких тепличных условий! Для того чтобы запустить мини-отель в Санкт-Петербурге, нужно вложить полтора миллиона долларов, в течение года добиваться разрешений и согласований, а потом годами сдерживать натиск армии проверяющих и ждать окупаемости проекта. Но, несмотря на все трудности, рынок небольших гостиниц в Петербурге растет так, как ни в одном другом городе страны. Растет, впрочем, не благодаря, а вопреки.

Малые отели в странах Европы давным-давно не только прочно заняли свою нишу, но и стали одним из ключевых элементов гостиничной индустрии. Хотите посмотреть — отправляйтесь во Францию. В уютных гостиницах, каждая из которых неповторима и уникальна, за умеренную плату постоялец, безусловно, получит куда больше удовольствия, чем поселившись в бездушном сетевом отеле, где клиент ощущает себя скорее движущейся по конвейеру деталью, чем желанным гостем. И ничего страшного, что в мини-отеле нет бассейна, фитнес-центра и казино: как правило, люди приезжают вовсе не за этим.

Эволюция гостиничного бизнеса в Старом Свете привела к появлению эмпирической пропорции 60 к 40. 60% постояльцев обслуживают крупные отели, 40% потока — гарантированная доля малых форматов. А главное, большие и маленькие гостиницы в Европе перестали конкурировать друг с другом. Вернее, речь идет о соперничестве с другими представителями своего же класса.

В Санкт-Петербурге рынок малых отелей начинал развиваться «сам по себе». В эпоху глобального передела доставшейся в наследство от СССР собственности, политических и экономических катаклизмов никому и в голову не приходило управлять этим процессом или «создавать условия». В 1990 году открылись «Галакт» и «Ижора», в 1993-м заметным явлением стал «Матисов Домик», а к 1996 году в городе действовало уже четыре десятка мини-отелей.

Уверенный рост туристического потока и все более очевидная нехватка номеров подогревали рынок вплоть до 1999 года, но действительно бурный рост начался лишь в 2002–2003 годах, когда главным словом стало — «недвижимость». Так или иначе, результат налицо: Петербург стал абсолютным лидером в стране по числу малых отелей, далеко обогнав Москву (около 500 отелей против примерно 100 в столице). Участники питерского рынка мини-отелей уверены: по качеству их услуги ничуть не хуже, чем у французов (их гостиницы считаются эталоном в этом сегменте рынка), а по некоторым показателям даже превосходят европейские стандарты. И все это — за полтора с небольшим десятка лет, без сколько-нибудь внятной поддержки властей.
Призрачный рынок

Оценивая уроки развития рынка мини-отелей Санкт-Петербурга, полезно было бы представить публике что-то вроде классификации. Однако до сих пор в стране нет ни одного законодательного или нормативного акта, четко определяющего суть понятия «малая гостиница», не говоря уже о делении на группы или классы. В результате попытки регулировать деятельность таких предприятий сервисной индустрии создают многочисленные проблемы, особенно когда мини-отели пытаются причесывать под одну гребенку с крупными отелями. Единственный просвет — комментарии Федерального агентства по туризму к «Системе классификации гостиниц и других средств размещения», из которых следует, что малый отель — это гостиница с количеством номеров менее 50.

Впрочем, владельцы мини-отелей Петербурга применяют собственную классификацию (согласны с нею не все, но многие): в зависимости от параметров занимаемого помещения малые отели делятся на «мини-отели» (до 10–15 номеров в нежилом фонде, хотя многие отели емкостью 25–30 номеров также называют себя «мини»); мини-отели квартирного типа (обычно не более 6–7 и максимум до 10–15 номеров в жилом фонде); и, наконец, малые отели в отдельно стоящих зданиях (до 50 номеров).

По уровню предоставляемых услуг малые отели можно поделить на демократичные и весьма любимые студентами хостелы, домашние отели, отели эконом- и бизнес-класса, а также апарт-отели. Последние, в основном, могут похвастаться авторским дизайном интерьеров, элитным расположением, эксклюзивными услугами, наличием номеров уровня «люкс» и по многим показателям способны дать фору крупным пятизвездочным гостиницам. Хотя с этими самыми звездами в России до сих пор царит полнейшая путаница. Действующие (а вернее, наличествующие) ГОСТы не учитывают отличий малых и крупных гостиниц. Те же проблемы возникают при попытках применять новую «Систему классификации гостиниц». Тем более что переаттестацию по этой системе трудно пройти даже четырех- и пятизвездочным старожилам.

В итоге, даже если владельцы малого отеля на 15 номеров в отдельно стоящем здании установят золотые джакузи, развесят по стенам картины из Эрмитажа и создадут для постояльцев небывалый уровень комфорта, предприятие вряд ли получит хотя бы четыре звезды, поскольку лифт здесь всего один, а парикмахерская отсутствует.

В прошлом году владельцам малых отелей сделали послабление, так что некоторым гостиницам удалось официально получить три, а то и четыре звезды. Но до сих пор количество звезд в рекламе того или иного мини-отеля — скорее личная оценка инвесторами качества своего продукта, нежели результат официальной сертификации.

В чем же тогда преимущество мини-гостиниц? Как минимум, в предоставляемой клиенту возможности выбора. Постоялец может подобрать себе отель не только исходя из стоимости номера, набора услуг и местоположения, но и с учетом эстетических пристрастий. Интерьеры одних малых гостиниц нравятся людям творческих профессий, в других предпочитают останавливаться бизнесмены. Но главное, в каждой гостинице такого класса номера оформлены в индивидуальном стиле.

— Для большинства владельцев малых отелей это не просто бизнес. Это самовыражение. Они живут этим, относятся к своему отелю, как к домашнему очагу, а к постояльцам — как к гостям. В малых гостиницах есть возможность создать индивидуальную атмосферу уюта и комфорта, клиент чувствует себя как дома, а такое ощущение в большой гостинице порой трудно получить даже за очень большие деньги, — утверждает вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга, директор гостиницы «Галакт» Владимир Васильев.

— Малые отели позволяют оптимизировать объем предоставляемых услуг, оперативно контролировать их качество и количество, а также выбирать наиболее эффективное соотношение числа сотрудников и посетителей, — добавляет вице-президент Российского союза туристской индустрии (РСТ) Сергей Корнеев.
ПоГОСТили, и хватит

Главная проблема участников внешне весьма успешного рынка мини-отелей Санкт-Петербурга — недвижимость. Чаще всего гостиницы размещаются в выкупленных, а затем перестроенных старых коммуналках и в квартирах жилых домов. А для официального оформления гостиницы требуется перевести квартиры в нежилой фонд (НФ), что очень не просто. «Большинству предпринимателей не под силу этот перевод, процесс требует высоких затрат, процедура же оформления порой занимает более года. Добавьте сюда неподъемные налоги на имущество и на землю, которые тогда придется платить, и вдвое увеличивающиеся эксплуатационные затраты!», — жалуется директор петербургского малого отеля «Аркадия» Олег Румянцев.

По подсчетам участников рынка, от 50 до 70% малых отелей города до сих пор обретаются в жилом фонде (ЖФ) и оформлены на физических лиц, а юридически их деятельность ограничивается посуточной сдачей квартир в аренду на условиях оформления договоров с постояльцами. Так питерские отельеры и отчитываются перед налоговиками. По сути, никаких правовых коллизий здесь не возникает, поскольку сдавать квартиры внаем никто не запрещает. Вот только формального права называться «гостиницей» у таких предприятий нет. А значит, трудно рекламироваться (ФАС не дремлет), внятно позиционировать свое заведение, формировать сетевые альянсы, не говоря о шансах получить пресловутые звезды.

Другая проблема, актуальная для всех без исключения малых отелей в стране: большинство пожарных и санитарных норм, а также ГОСТы и СНиПы, описывающие требования как к жилым помещениям, так и к гостиницам, не менялись с советских времен и совершенно не соответствуют нынешним условиям. Даже оформленная по всем правилам заявка на перепланировку может быть отвергнута чиновниками только потому, что по нормативам в жилом помещении не должно быть больше двух туалетных комнат. Тем временем, согласно нормам СЭС, если нет сертификата соответствия, в жилом фонде категорически запрещается кормить постояльцев и уж тем более без лицензии продавать спиртные напитки (а это 100 тысяч рублей на срок от трех до пяти лет). Вот почему до 15% малых отелей в Санкт-Петербурге вообще не зарегистрировано — фактически бизнесмены работают нелегально.

Могут ли позволить себе расслабиться предприниматели, решившиеся на неизбежные затраты во имя соблюдения законности? Ничуть не бывало! Согласно правилам пожарной безопасности, в местах общественного проживания туристов должна быть вторая лестница для эвакуации. Как же этого добиться в мини-отеле, размещенном на втором или третьем этаже? А между тем во Франции, славящейся не менее жестким законодательством, власти почему-то сумели пойти навстречу владельцам мини-гостиниц.

В итоге при всем прогрессе точное количество малых отелей в Санкт-Петербурге не могут назвать не только чиновники, но и сами участники рынка.

Что делать? Сергей Корнеев предлагает конкретные меры: «Нужно упростить процедуру перевода помещений в нежилой фонд, а при согласовании перепланировок заменить часть запретительных мер на условие обязательного страхования, что позволит стимулировать легализацию бизнеса, а заодно привлечет внимание банков и страховых компаний к этому сектору рынка. Кроме того, не нужно препятствовать тем мини-отелям, которые сохраняют свой номерной фонд в жилом фонде, если предприятия легализованы. Ведь существует вполне прозрачная схема, выгодная с точки зрения поступления налогов в бюджет: ИЧП сдает помещения в аренду и платит налоги, а ООО набирает персонал и также платит налоги. Такой подход устраивает налоговиков, пожарных и многие другие проверяющие органы. Всех, кроме СЭС! Нужно изменить устаревшие федеральные правила и разработать городские стандарты для малых отелей, городские правила СЭС. Наряду с этим мини-отели квартирного типа выгодны для города еще и потому, что могут стать базой для создания ТСЖ, своего рода системообразующими предприятиями. Наконец, это существенное подспорье в процессе расселения коммуналок — мини-отели вполне можно включить и в эту программу». Кроме того, вице-президент РСТ предлагает составить базу данных предложений для инвесторов малых отелей, обеспечив привлечение ипотечного кредитования. Он указывает и на то, как важно стимулировать аренду (это повысит активность инвесторов) на сроки не менее 10–15 лет (что равно сроку окупаемости и возврата кредитов), а также предоставить возможность выкупать арендованные объекты в рассрочку при наличии льгот по аренде на старте бизнеса.

Участники рынка годами призывают власти обособить свод документов, регулирующих гостиничную отрасль, и адаптировать их с учетом особенностей функционирования малых отелей, привести в порядок противоречащие друг другу нормативы и принять, наконец, единый федеральный закон. Но — увы. По словам Сергея Корнеева, вопросы, связанные с регулированием сектора малых отелей, на региональном уровне не решить, а федеральным чиновникам эта тема не интересна.

Отсутствие конструктивного (деструктивного — хватает) внимания государства к рынку малых отелей было бы оправданным, если бы гостиничная инфраструктура в стране была насыщена и отлажена. Однако даже относительно благополучному Санкт-Петербургу для того, чтобы войти в пятерку туристических центров Европы, требуется вдвое увеличить номерной фонд — на 18 тысяч мест.
В номера!

Как бы то ни было, изучать процесс инвестирования в мини-отели следует именно на опыте Санкт-Петербурга. «Бизнес-журнал» постарался суммировать наиболее существенные позиции на примере создания мини-отеля на 10 номеров.

Первая и главная задача — подбор помещения. Лучше всего для этой цели подходят коммунальные квартиры выше второго этажа в видовых («фасадных») домах в центральных исторических районах города с наиболее развитой инфраструктурой. Желательно, чтобы поблизости были кафе, рестораны и магазины. Рекомендуемая общая площадь (с учетом номеров, коридоров, кухни, административных помещений) — не менее 300 кв. м. Минус в том, что на дороге такие квартиры не валяются, а их расселение — целая история (особенно если попадутся упорные жильцы). Сегодня в Санкт-Петербурге стоимость расселения-покупки составляет, по оценкам Олега Румянцева, от двух с половиной до семи тысяч долларов за квадратный метр, причем в среднем по городу эта процедура потребует около 800 тысяч долларов.

Следующий этап — реконструкция и перепланировка, на что понадобится как минимум половина суммы, потраченной на покупку помещения. Впрочем, куда хуже то, что на получение разрешительных документов, подготовку, согласование и утверждение проекта перепланировки уйдет более года. После того как перепланировка будет закончена, бесчисленные чиновники проверят результаты на соответствие нормативам. Если этот этап завершится успешно, придет пора заключать договоры с энергетиками, Водоканалом, пожарными…

Куда проще и интереснее разрабатывать интерьер гостиницы. Главное, чтобы отель не напоминал общежитие и коммуналку, был чистым, уютным и удобным для проживающих. Оборудование для такой гостиницы (мебель, бытовая техника, предметы интерьера и т. п.) обойдется еще в 200–250 тысяч долларов. При этом не следует забывать о недопустимости резкого разброса классности номеров: два люкса и восемь номеров а’ля хостел отпугнут обе группы клиентов, а услуги почасовой сдачи номеров любителям амурных приключений быстро испортят имидж.

Назначая цены, полезно изучить рынок и предложения соседей, а набирая персонал, следует готовиться к муштре и обучению. Идеальный кадровый состав для отеля на 10 номеров — управляющий, три–четыре администратора, старший администратор, начальник отдела бронирования, главбух и две–три горничные (на практике многие должности совмещаются). Кстати, очень желательно, чтобы все сотрудники знали английский язык, администраторы — обязательно.

Остальное диктует не столько наука, сколько здравый смысл. Стандартные услуги — легкий завтрак и чистое белье — неукоснительны. Нет места или юридического права держать свое маленькое кафе и мини-прачечную? Договоритесь с соседями и передайте эти процессы на аутсорсинг. Кроме того, можно заключить специальные соглашения с находящимися поблизости спортзалом и сауной, рестораном и фирмой по прокату автомобилей, экскурсионным бюро, предложив гостям скидки.

Очевидно, что на формирование базы постоянных лояльных клиентов уйдет не один год, поэтому стартующий мини-отель просто обязан заключить договоры с турфирмами на оказание гостиничных услуг. Да, посредники будут взимать от 10 до 20% от стоимости номера, зато благодаря им удастся избежать главной опасности — простоя.

Ну и, наконец, реклама. «Глянец» и базы данных, специализированные сайты в Интернете — хороши все доступные средства. Если же в городе или регионе появилась ассоциация малых гостиниц, в нее необходимо вступить.

В среднем затраты на запуск мини-отеля квартирного типа на 10 номеров в Санкт-Петербурге составляют сегодня не менее 1 млн 200 тысяч долларов (в других городах страны, естественно, придется сделать поправку с учетом местных условий), а окупаются инвестиции через 6–8 лет.

***

Как будет развиваться рынок мини-отелей в других регионах страны, сегодня не берется предсказать никто. И все же, несмотря на трудности, согласно прогнозам Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга, к 2010 году в городе будет действовать около 850 мини-отелей. Но главное, участникам этого сегмента рынка гостиничных услуг, похоже, удалось привлечь внимание городских властей к своим проблемам: в течение месяца должен начать работу Координационный совет по сектору малых гостиниц, инициатором создания которого выступила НП «Ассоциация малых гостиниц СПб», причем проект поддержала администрация Санкт-Петербурга.
Индивидуальный сервис

Владимир и Суздаль находятся на пересечении популярных туристических маршрутов. Поток туристов нарастает, причем появилось немало индивидуальных путешественников, которые зачастую не могут снять номер в гостинице просто потому, что все места заняты. Размещать эту категорию туристов призваны мини-отели.

Первые гостиницы такого класса появились в Суздале около четырех лет назад. Исторически местное население занималось огородничеством и торговлей овощами (преимущественно огурцами и хреном). И вот полученные доходы местные огородники решили вложить в строительство небольших гостевых домиков, которые со временем стали превращаться в мини-отели. Несколько мини-отелей появилось и во Владимире, однако, в отличие от Суздаля, это, как правило, реконструированные исторические здания и усадьбы, приобретенные в собственность у города по итогам тендеров. Большинство мини-отелей ориентировано как раз на туристов-индивидуалов, путешествующих на собственном транспорте по городам Золотого кольца.

Главная проблема для участников этого рынка — трудный диалог с туристическими агентствами, которые ориентируются на групповые поездки, ведь обычно мини-отели предлагают номера разной классификации и по разным ценам. Так, в гостинице «Мономах» 16 номеров, где можно разместить 27 человек. Но если приедет автобус с 27 туристами, невозможно будет расселить их по одинаковой стоимости в разные по классу номера.

Другая проблема — сезонность. Чтобы исправить ситуацию, мы начали развивать направление делового туризма, которое не зависит от времени года и позволяет несколько сгладить переходы от сезона к «бессезонью»: в гостинице есть конференц-зал со всем необходимым для переговоров, семинаров и деловых встреч оборудованием.

Еще один штрих к портрету нашего бизнеса — сложности с оформлением фасада. Здания мини-отелей располагаются главным образом в исторической черте города, недалеко от оживленных транспортных путей. Поэтому на утверждение проекта с управлениями наружной рекламы, архитектуры и строительства уходит много времени и сил.

Оценивая источники информации о нашей гостинице, мы проводили анкетирование постояльцев. Оказалось, что наибольший эффект дает передача информации из уст в уста, на втором месте — Интернет, на третьем — работа маркетолога, который обзванивает потенциальных клиентов, посещает профильные выставки и организует адресную рассылку. Следом расположилась наружная реклама, в том числе весьма результативной оказалась реклама в виде указателей. Так, на наших рекламных баннерах купец указывает рукой в нужном направлении. Очень действенно радио, поскольку наш потенциальный клиент — автомобилист. А вот продвижение в печатных СМИ приносит минимальную отдачу. Тем временем из сотни туристических фирм в Москве или во Владимире с такими отелями, как наш, готовы работать не более десятка — всех остальных не устраивают объемы, поскольку мини-отель не в состоянии принимать туристов целыми автобусами.

Бизнес-план мини-отель.

доходный дом
строительство минигостиниц

Источник: http://www.mybiz.ru/

Строительство минигостиницы достаточно высокого класса обойдется в средней полосе России в 200-300 тысяч долларов. В Москве для этого потребуется как минимум пять миллионов долларов. Окупится такой объект не раньше, чем за пять-десять лет. Но зато потом будет хорошо кормить своего владельца всю жизнь
Фасад рынка

Четкого определения, что такое мини-гостиница, нет. В Европе таковыми считаются отели, имеющие до 50 номеров. В США малая гостиница располагает максимум 150 номерами. В России мини-гостиницы – это, как правило, объекты с 10-100 номерами. Располагаться они могут как в отдельно стоящих зданиях, так и в общежитиях, где выделяется этаж для гостей. Существуют и совсем маленькие отели – с 3-5 номерами, расположенные в одной или нескольких соседних квартирах.

– По нашим оценкам, мини-отели по суммарному количеству мест занимают не более 5% гостиничного рынка Москвы, – говорит генеральный директор компании Hotel Consulting & Development Group (HCD Group) Александр Лесник. – Для сравнения: в Лондоне на мини-отели приходится 15% рынка. Официально в столице зарегистрировано около 65 мини-гостиниц, основная часть которых – отели бизнес- и люкс-класса.

Аналогичная картина и в Санкт-Петербурге: доля малых гостиниц здесь составляет 5-6%. По оценке специалистов питерского мини-отеля «Александр Хаус», в Северной столице насчитывается 60 малых гостиниц. Гостиничный рынок здесь значительно оживился в преддверии празднования ее 300-летия, послужившего толчком к активизации городского строительства. В результате за последние пять лет в Петербурге появилось около 40 новых мини-отелей.

В конце 1990-х годов начался бурный рост гостиничного бизнеса и строительства минигостиниц на юге России. Точное количество малых отелей здесь неизвестно, но то, что курортные регионы – лидеры по их количеству, оспаривать никто не станет.

– У нас в городе Ейске сейчас возводится несколько мини-гостиниц класса 3-4 звезды, – рассказывает владелец базы отдыха «Лиман» Анатолий Домников. – Это не дома с банальными «койко-местами», а полноценные маленькие отели, где в каждом номере есть отдельный санузел, душ, спутниковое телевидение. Я, например, когда затевал строительство своей базы, решил делать все по первому классу. Мы предоставляем клиентам целый набор развлечений, принятых на курортах: катание на водном велосипеде, посещение финской бани, приготовление шашлыка и блюд из морской рыбы, экскурсии по окрестностям.

Наиболее активно южный гостиничный бизнес развивается в районах Большого Сочи, Анапы, Геленджика. Характерная особенность причерноморских малых гостиниц в том, что их владельцы обычно ведут «нелегальный» бизнес, чтобы не обременять себя дополнительными налогами. В то же время, местные власти, заинтересованные в пополнении своих бюджетов, предпринимают все усилия, чтобы принудить владельцев мини-отелей регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

Развиваются услуги мини-отелей также в городах Золотого Кольца: Владимире, Суздале, Ярославле и других.

Отдельное место среди малых отелей занимают небольшие ведомственные , оставшиеся еще с советских времен, а также новые объекты, построенные для себя крупными компаниями. Эти гостиницы обслуживают только корпоративных клиентов и на рынок практически не выходят. В группу мини-отелей попадает также множество придорожных 1-2-звездных мотелей, расположенных вдоль федеральных трасс. Впрочем, «гостиницами» многие из них назвать сложно. Архитектура некоторых таких объектов – вершина русской народной смекалки. Да и востановить их сложно, а Строительство минигостиниц на новом месте может быть намного рентабельнее восстановления.

– Во время одной из поездок по стране мне довелось побывать в совершенно необычном придорожном мотеле, – вспоминает Александр Лесник. – Представьте себе: два купейных пассажирских вагона снаружи облицованы кирпичом. Внутренняя же обстановка этих вагонов сохранена практически в первозданном виде. Только в некоторых окнах коридорчика установлены аквариумы.
Мал, да удал

Отличительная особенность и конкурентное преимущество любой малой гостиницы – индивидуальное отношение к каждому клиенту. В огромных отелях обслуживание постояльцев поставлено на поток. Но это нравится не всем. Многие люди хотят останавливаться там, где можно чувствовать себя как дома.

– В небольшом отеле гораздо легче создать атмосферу домашнего уюта, – уверена директор московской гостиницы «Акварель» Ирина Тамбовская. – Примерно половина наших клиентов – люди, которое постоянно останавливаются у нас, приезжая по делам в компании, расположенные по соседству. Многих из них мы знаем по именам. И можем уделить внимание каждому, учитывая индивидуальные пожелания и привычки.

Туристы и бизнесмены очень ценят, когда гостиницы расположены не на окраине города, а поближе к архитектурным памятникам, административным и деловым центрам. Малые гостиницы строить в таких местах проще всего – их можно «точечно» возводить на небольших земельных участках, либо переоборудовать под них старые особняки.

– Несколько лет назад я поступил именно так, – рассказывает генеральный директор петербургского мини-отеля «Александр Хаус» Александр Жуков. – Я продал свою большую квартиру, а на вырученные деньги расселил жильцов коммунальных квартир ветхого особнячка в центре города. Потом сделал ремонт и превратил особняк в уютный отель VIP-класса. Каждый номер оформлен в индивидуальном стиле, есть своя система водоочистки и котельная. А в ближайшем будущем я планирую открыть ресторан и релакс-клуб с японской баней и массажем.

Малые гостиницы работают в одном ценовом диапазоне со средними и крупными отелями. Цены диктует рынок, который един и для малышей, и для гигантов. Расценки зависят только от класса мини-отелей. Впрочем, небольшой номерной фонд подталкивает владельцев небольших гостиниц максимизировать среднюю цену продаж. Однако это не всегда способствует развитию бизнеса. Ведь в гостиничном деле очень важно соблюдать соотношение между стоимостью и качеством обслуживания.

– В прошлом году московские гостиницы среднего класса на 41% увеличили расценки на свои услуги, – говорит Александр Лесник. – В результате они лишь на $50 отстали по ценам от 4-5-звездных отелей и потеряли почти 20% своей клиентуры. А вот отели класса 1-2 звезды по-прежнему хорошо заполняются, хотя они тоже подняли свои цены к концу 2003 года на 46%.
Сколько стоит отель построить?

Активное развитие сегмента малых отелей связано с тем, что рынок жилой и офисной недвижимости уже достаточно освоен и насыщен. И интересы многих инвесторов смещаются в сторону гостиничного бизнеса. Благодаря росту деловой и туристической активности спрос на гостиничные услуги постоянно увеличивается, а вслед за этим – и цены. В Москве, например, расценки на проживание в отелях класса «люкс» в последнее время ежегодно растут на 10%, а расценки в гостиницах бизнес-класса – на 30%. В сегменте дешевых гостиниц рост еще более интенсивный. И хотя в гостиничном бизнесе возврат инвестиций растянут во времени, по показателям брутто-доходности они превосходят вложения в жилую и офисную недвижимость.

Строительство малых гостиниц менее рискованно, нежели возведение крупных и средних отелей. Здесь можно обойтись собственными средствами, не прибегая к банковским займам. Например, в средней полосе России можно выстроить коттедж и оборудовать его под мини-отель среднего класса всего за $30-50 тыс. Малая гостиница более высокого класса обойдется в $200-300 тыс. При этом рентабельность малого гостиничного бизнеса может колебаться в пределах 15-80%.

– На Азовском побережье приличную гостиницу-коттедж на 5-6 номеров можно построить из кирпича за полтора миллиона рублей, – подтверждает Анатолий Домников. – Правда, надо учитывать, что сезон наплыва отдыхающих очень короткий – июль-август. Поэтому окупится такая гостиница только через 10 лет. Но люди все равно строятся, ведь иметь такой мини-отель – значит обеспечить свою семью на всю жизнь.

В Москве существенную поддержку развитию гостиничного бизнеса, в том числе и малого, оказывает столичное правительство. В последние годы было издано несколько постановлений и распоряжений, в которых определены конкретные шаги в этом направлении, в том числе и по переводу неэффективных ведомственных гостиниц в разряд малых частных мини-отелей. Только в Центральном административном округе столицы зарезервировано более 15 участков под возведение гостиниц.

Однако желающих инвестировать в строительство малых гостиниц в Москве значительно больше, и пригодных земельных участков для всех недостает. Точнее, нехватка участков ощущается только на первичном столичном земельном рынке. Можно без проблем найти участок на вторичном рынке, однако стоимость его сокрушит энтузиазм любого инвестора. Когда продавцы просят за землю $7-8 млн., инвестиционная привлекательность гостиничного проекта мгновенно угасает.

– Приемлемый вариант может быть таким, – приводит расчет Александр Лесник. – Строительство и обустройство малой гостиницы среднего класса на 50 номеров в Москве или Санкт-Петербурге обойдется инвестору примерно в $5 млн. с учетом покупки участка земли на вторичном рынке. На подготовку разрешительной документации обычно уходит не менее одного года, плюс год – на строительство. Помимо номерного фонда, такая гостиница обычно имеет ресторан, небольшой бар, конференц-зал и бизнес-центр. Вложенные деньги вернутся не раньше, чем через пять лет. Если же на строительство брался банковский кредит, то, с учетом выплаты процентов, процесс окупаемости проекта растянется на семь-восемь лет.

Впрочем, асы гостиничного бизнеса умудряются возвращать вложенные инвестиции раньше, поскольку эта сфера услуг остается достаточно закрытой и непрозрачной. Быстрее окупаются также мини-гостиницы высокого класса (4-5 звезд).

Лицензирование гостиничного бизнеса в Москве отменено, а в других регионах России его никогда не было. Лицензия потребуется только бару или ресторану при отеле – на торговлю алкоголем. Сертификация гостиничных услуг для присвоения отелю класса – «3 звезды», «4 звезды» – носит сугубо добровольный характер. Но в нашей стране одновременно действует пять систем сертификации, и это создает определенную путаницу.
Лучшая реклама – из уст в уста

Малые гостиницы почти не тратятся на рекламу. Главную роль в деле привлечения клиентов играет «сарафанное радио»: информация о гостинице передается от одного клиента к другому. Исследования компании подмосковного гостиничного рынка, проведенные HCD Group, подтвердили, что именно народная молва лучше всего работает на увеличение пула постоянных клиентов. На втором месте по эффективности стоит реклама в Интернете.

Продуктивно работает реклама на вокзалах и в аэропортах. Новые отели проводят также презентации, на которые приглашают представителей туристических фирм и сотрудников бизнес-центров, расположенных по соседству. Эффект от использования всех этих способов рекламы и PR вполне сопоставим с проведением широкомасштабной кампании в СМИ. К тому же, если гостиница рекламируется в печатных изданиях, важно не ошибиться и выбрать именно тот журнал, который читает ее потенциальный клиент.

– Я не езжу на вокзал приглашать отдыхающих на свою базу отдыха, – утверждает Анатолий Домников. – Круг клиентов разрастается сам. Уже в конце зимы раздаются телефонные звонки, приходят письма: люди просят забронировать место на лето.

– Продвигая свой проект, мы использовали метод «личных продаж», – делится опытом Александр Жуков. – Как правило, все начиналось со звонка в интересующую нас компанию. Мы узнавали, насколько им интересны наши услуги, а затем высылали или развозили печатные материалы об отеле «Александр Хаус». После этого представителей компаний приглашали в гости на осмотр дома – так завязывались наши первые деловые контакты.
От чего зависит успех

Благополучие гостиничного бизнеса во многом зависит от персонала. Его нужно набрать, обучить и постоянно «держать в тонусе». Причем малыми силами можно обойтись только в дешевых гостиницах. В отелях бизнес-класса (3 звезды) персонала должно быть столько же, сколько номеров в гостинице. А в 4-5-звездочных отелях штат персонала численно превосходит количество номеров.

– К сожалению, на сегодняшний день квалифицированных кадров не хватает, – говорит Александр Жуков. – Это связано с тем, что зачастую работник малой гостиницы един в нескольких лицах: он должен уметь выполнять работу как администратора, так и горничной, знать иностранный язык. А учебных заведений, готовящих кадры конкретно для работы в мини-отелях, нет.

Еще одна серьезная проблема малых гостиниц – значительные переменные расходы на содержание небольшого номерного фонда. Постояльцы в них меняются часто, и так же часто приходится менять белье, проводить генеральную уборку номера. Решение этой проблемы – в объединении нескольких гостиниц в сети или ассоциации. Это позволяет сообща закупать по оптовым ценам чистящие средства и прочие расходные материалы. Кроме того, можно заказывать со скидками изготовление рекламной продукции, экономить на совместном обучении и повышении квалификации персонала. В Санкт-Петербурге малые гостиницы так и поступили: объединились в ассоциацию. В Москве же реального движения владельцев гостиниц навстречу друг другу пока нет.

Гостиничный бизнес очень зависим от сезонности. В разгар лета мест в московских отелях не хватает, в другие месяцы они недобирают клиентов. Средняя загрузка всех столичных гостиниц в 2003 году составила 70%.

Большим отелям в «мертвый сезон» приходится избавляться от лишнего персонала, сокращать объемы закупок продукции для ресторанов и обслуживания номерного фонда. Малые гостиницы зависят от сезонности меньше, и это их большое преимущество.

– Показатель годовой загрузки у малых гостиниц в Москве выше, чем у крупных, – подтверждает Ирина Тамбовская из отеля «Акварель».

Острее проблема межсезонья для южных приморских гостиниц. Здесь предпринимателям приходится искать различные способы ее решения.

– У нас в Ейске есть прекрасный санаторий с лечебными грязями, – рассказывает владелец базы отдыха «Лиман» Анатолий Домников. – Там есть услуга – лечение по курсовкам. Поэтому мы планируем сделать так: предложить больным жить у нас, а на процедуры ходить в санаторий. Если мне удастся раскрутить это направление, то я смогу набирать постояльцев не только в летний период.

Как способ привлечения клиентов в межсезонье большие отели активно используют предоставление скидок на проживание. Малым гостиницам, имеющим небольшое количество номеров, это не очень выгодно. Тем не менее, скидки практикуют и они.
СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ?
Счет

Долларов, в ср. за год

Процентов, в ср. за год

Выручка

1023500

100,0

Расходы

518000

50,6

В том числе:


– на зарплату персонала

176000

17,2

– эксплуатационные расходы

342000

33,4

Прибыль (без учета налогов)

505500

49,4

На такой результат можно рассчитывать при эксплуатации московской гостиницы среднего класса на 50 номеров, расположенной в центре города. В расчете учтена реализация 11500 ночевок клиентов при средней цене продажи услуг размещения $89 на одного постояльца. Доходы от реализации дополнительных услуг (питание, напитки) не учитывались.
Расчет подготовлен компанией HCD Group
СЕГМЕНТАЦИЯ ГОСТИНИЦ МОСКВЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ НОМЕРОВ

* До 100 - 7%
* Свыше 500 - 61%
* До 300 - 32%

Источник: исследование HCD Group
СЕГМЕНТАЦИЯ МАЛЫХ ГОСТИНИЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО КОЛИЧЕСТВУ НОМЕРОВ

* От 21 до 30 номеров – 28%
* От 41 до 50 номеров – 22%
* От 31 до 40 номеров – 9%
* До 10 номеров – 15%
* От 11 до 20 номеров – 26%

Источник: исследование отеля «Александр Хаус»


Строительство миниотелей, строительство мини-отелей, mini-hotel, доходный дом, строительство минигостиниц, малоквартирный дом, строительство особняков, коммерческая недвижимость, комерческая недвижимость.

На главную

Сайт создан в системе uCoz